Развитие зеленой экономики в ответ на изменение климата
 

ВЕНТИЛЯТОР СИН

Изменение КЛИМАТА - глобальная проблема. Резкий рост выбросов углекислого газа во всем мире, вызванный сжиганием ископаемого топлива, препятствует устойчивому развитию мировой экономики, общества и экологической среды, и, следовательно, побуждает страны всего мира трансформировать свои модели роста в сторону низкоуглеродного.

Низкоуглеродистое развитие имеет жизненно важное значение для решения проблемы изменения климата. Ученые подтвердили законность изменения климата, и важность и актуальность проблемы широко признаны. В этом контексте концепция низкоуглеродного развития быстро распространяется и поддерживается международным сообществом. Решение проблемы изменения климата заключается в низкоуглеродном развитии, а угроза изменения климата является самой сильной мотивацией для низкоуглеродного развития.

Государственная поддержка

Зеленое развитие - это обязательство, которое Китай, как и весь остальной мир, стремится выполнить, чтобы справиться с изменением климата. Это также востребовано в свете устойчивого роста страны. При наличии руководящих принципов, соответствующих институтов и практического опыта условия для развития зеленой экономики созрели для Китая.

Китай видит ценную возможность преобразовать модель своего экономического роста в борьбу с изменением климата и развитие низкоуглеродной экономики, что также служит его цели продвижения к экологическому прогрессу. В 13-м пятилетнем плане (2016–2020 гг.) Говорится, что Китай изучит вопрос о создании механизма контроля как интенсивности, так и объема выбросов углерода в течение этого периода.


 
 
Лесной парк Хуанхай в городе Дунтай провинции Цзянсу, источник «зеленого кислорода» в городе.
 

В 2007 году была создана Национальная ведущая группа по борьбе с изменением климата, которая возглавила национальную программу в этой области. Национальная комиссия по развитию и реформам (NDRC) была наделена полномочиями по выполнению общей работы, связанной с изменением климата, и соответствующие департаменты и правительства на различных уровнях несут соответствующую ответственность. Люди из всех слоев общества также поощряются к участию. Полномочия и обязанности четко разделены между региональными правительствами и администрациями для реализации конкретных целей по сокращению выбросов.

До сих пор был достигнут значительный прогресс в этом аспекте. К 2015 году выбросы углекислого газа в Китае на единицу ВВП упали на 38,6 процента по сравнению с 2005 годом и на 21,7 процента по сравнению с 2010 годом (диаграмма 1). Падение выбросов парниковых газов также было заметно за этот период.


 
 
 

В 2015 году доля неископаемых видов топлива в потреблении первичной энергии в Китае возросла до 12 процентов (диаграмма 2), превысив цель в 11,4 процента, установленную в 12-й пятилетке страны. Китай продвигает низкоуглеродное развитие на всех фронтах посредством всеобъемлющего планирования, институциональной поддержки, инфраструктуры, наращивания потенциала и пилотных программ, которые все закладывают прочную основу для адаптации к изменению климата.

Проблемы и возможности

В опыте промышленно развитых стран, таких как Германия и Великобритания, низкоуглеродное развитие началось с размышлений о разочаровании устойчивого развития в условиях индустриализации. Это саморефлексия привела к инновациям в технологиях и институтах, трансформации человеческого производства и потребления, а также к усилиям по снижению выбросов углерода с помощью зеленой энергии.


 
 
Председатель и главный исполнительный директор Tencent Пони Ма (слева) и партийный секретарь городского округа Хэфэй Сун Гоцюань совместно запускают QR-код Tencent для автобусных пропусков 13 сентября 2017 года.
 
Перед развивающимися странами стоят двоякие задачи: отказаться от подхода индустриализации с высоким потреблением, высоким уровнем выбросов и высоким уровнем загрязнения, которого придерживались многие развитые страны, и добиться баланса между экономическим, социальным и экологическим прогрессом. Они должны исследовать новую парадигму, которая позволяет им модернизироваться при относительно низком уровне выбросов углерода. По сравнению со своими развитыми странами Китай и другие развивающиеся страны обладают огромным потенциалом для инноваций и преобразований для развития низкоуглеродной экономики. Задачи и задачи, стоящие перед ними в этом аспекте, однако, разнообразны.

Общая тенденция глобального развития, ориентация общих стратегий Китая и черты урбанизации Китая открывают хорошие возможности для низкоуглеродного развития страны. В глобальном масштабе зеленая тенденция взлетела. Парижское соглашение, принятое на Конференции ООН по изменению климата 2015 года, отражает самый широкий консенсус международного сообщества в отношении ограничения глобального потепления и выражает их приверженность зеленому развитию. Переход на низкоуглеродное развитие является необратимой тенденцией, и все страны 

 должны запрыгнуть в вагон.

На национальном уровне Китай разработал национальные стратегии, которые определяют курс на зеленый рост. На 18-м Национальном конгрессе КПК достижение экологического прогресса было названо одной из пяти целей в построении китайского социализма наряду с экономическим, политическим, культурным и социальным прогрессом. Под этим руководством Китай устанавливает цели по ограничению объема выбросов углерода, стремясь к созданию низкоуглеродистых режимов производства и потребления, оптимизации промышленных и энергетических структур и повышению энергоэффективности. Ожидается, что это создаст синергетический эффект между низкоуглеродным развитием и защитой окружающей среды, что будет способствовать дальнейшему экологическому прогрессу Китая.

На региональном уровне продолжающаяся урбанизация нового типа в Китае заложила основу для его низкоуглеродного развития. Обзор истории урбанизации страны показывает, что создание и расширение городов неизменно происходило за счет высоких выбросов углерода. В настоящее время города и поселки выделяют 90 процентов общенационального общего количества углекислого газа. Существует огромное пространство для снижения потребления энергии в городском строительстве и повседневной жизни. Начиная с периода 12-й пятилетки (2011–2015 годы), Китай осуществил пилотные программы низкоуглеродистой урбанизации во многих провинциях, городах, поселках, районах и общинах, а также в транспортном и других секторах, которые все способствуют адаптация к изменению климата нации и низкоуглеродное развитие.

Наказания углеродоемкой модели развития в настоящее время объявлены, но препятствия для достижения устойчивого развития являются крутыми. Во-первых, трудно преодолеть эффект блокировки старой модели высокоуглеродистого развития. На шесть энергоемких отраслей, включая нефтеперерабатывающие заводы, переработку ядерного топлива, химическую промышленность и неметаллические минеральные продукты, приходится треть промышленного производства Китая и три четверти общего промышленного потребления энергии. Эффект блокировки высокоуглеродистой промышленности и связанной с ней инфраструктуры не может быть уменьшен за короткий период. Между тем, ускоренная урбанизация и повышение уровня жизни в Китае будут способствовать увеличению выбросов углерода в ближайшие годы.

Во-вторых, низкоуглеродное развитие требует прочной правовой системы. Мировой опыт свидетельствует о том, что низкоуглеродное развитие, как долгосрочную стратегию развития нации, должно быть включено в законы, чтобы дать ему институциональную гарантию. У Китая пока нет таких национальных законов. И существующие отраслевые нормативные акты не являются достаточно юридически обязательными. Более того, должна быть создана система политики для обеспечения институциональной поддержки низкоуглеродному развитию в будущем.

В-третьих, страна должна получить полное и правильное понимание низкоуглеродного развития. Определенные местные органы власти и предприятия не осознали всей необходимости и важности низкоуглеродного развития и все еще придерживаются определенных заблуждений, таких как низкоуглеродное развитие, сдерживающее экономический рост. Что касается широкой общественности, большинство потребителей не могут отучиться от своих старых привычек потребления, которые приводят к высокому потреблению энергии и расходам. Образование общественности должно быть продолжено и улучшено.

Зеленое развитие отвечает интересам благосостояния людей и будущего нации. Он необходим для реализации Китаем «двухсотлетних целей» и соответствует стратегии страны по преобразованию режима экономического роста, корректировке экономической структуры и продвижению новой промышленной революции. Будучи крупнейшей в мире развивающейся страной, Китай выполняет несколько задач - стимулирование экономики, ликвидация нищеты, улучшение условий жизни людей, сохранение окружающей среды и борьба с изменением климата. Несмотря на трудности и проблемы на пути низкоуглеродного развития, Китай, как заявил президент Си Цзиньпин, будет придерживаться стратегии модели устойчивого, экологичного и кругового развития, а также базовой государственной политики экономии ресурсов и сохранения окружающей среды.

FAN XING является помощником научного сотрудника в Национальном центре по стратегии изменения климата и международного сотрудничества.